«Живая Шляпа» > Снимите шляпу > Лев ТОКМАКОВ, художник книги Газета выходит с 16 декабря 1994 года

Благоуханные книги художника Льва Токмакова

токмаковНародный художник России Лев Алексеевич ТОКМАКОВ знаком читателю как иллюстратор детских книг. Среди проиллюстрированных им произведений такие, как — «Джельсомино в стране лжецов» и «Сказки по телефону» Джанни Родари, «Пеппи Длинныйчулок» Астрид Линдгрен, «Карусель» и «Летний ливень» Ирины Tокмaкoвoй, «Как папа был маленьким» Александра Раскина, «Старый мореход» и «Фантомас» Виктора Драгунского, «Русские сказки о животных». Художник и сам написал для детей книжки «Мишкин самоцвет» и «Командировка в Африку». Родом Лев Алексеевич из Свердловска, окончил Московское высшее художественно-промышленное училище.

Прежде чем начать разговор, Лев Алексеевич попросил меня чуть-чуть подождать, пока он не дорисует начатое, и склонился над столом. А я смотрела и удивлялась, что художник, как маленький ребенок, время от времени суёт в рот кончик кисточки и облизывает. «На кисточку смотрите? Вот их сейчас продают упакованными. Раньше кисточки были собственного производства. Выбираешь кисточку в магазине, пока выберешь — перелижешь их сколько! И никакая инфекция не берет». Вот с этой шутки и начался рассказ о книгах, людях, интересных встречах. Художник показывал работы, комментировал.

Oткрытый альбом

У каждого наброска в альбоме свое смешное название — «Бабушка космонавта», «Тетя-гроссмейстер», «Ухажер». Такого человека я увидел на вокзале, приехал домой, нарисовал, а то так бы и ушло из памяти. Это меня рисовал в Париже, на Монмартре, художник, а это — я его. Это Эдуардо-де Филиппо. Вот Валя Берестов. Это мы ездили по лермонтовским местам. Я написал: «Валя Берестов лежит на том самом месте, где лежал Лермонтов». А вот это потрясающий человек — однорукий гитарист. У него нет правой кисти. Он работал технологом, а вечером приходил домой, переодевался в пиджачок, рубашечку, брал футляр с гитарой и шёл в театр драмы, где по ходу спектакля нужна гитара. Все певцы, особенно на радио, наперебой просили его аккомпанировать, а он владел всеми «техниками» игры на гитаре. А это Георгий Константинович Жуков, великий полководец. Рисовал я его на одной конференции в Свердловске. Никто об этом не говорит, а у него мимика наоборот. Когда сидит, слушает, разговаривает, — у него глаза-щёлочки, не видно глаз вовсе. А когда он смеется да широко улыбается, глаза становятся большими… Ну, а чтобы появилась у художника такая собственная галерея портретов, учиться надо наблюдать. Если не делаешь набросков, то, по крайней мере, «кормить глаза», как только проснулся, таращить глаза. И конечно, они зацепляться должны за какой-то образ.

лошадь

Пеппи Длинныйчулок


Трудно эту Пеппи сделать. Многие художники её иллюстрировали. Я когда это всё рисовал, вспомнил, что как-то   в Тарусе, под Москвой, катались на санках художники, взрослые. Пришла к нам рыжая девочка с санками. «Моя» Пеппи, один к одному! Я её вспомнил. Она такая крошечная, рыжая, маленькие глазки, зубы редкие. И сколько её не рисуют, Пеппи получается либо «сладкой», либо безобразной. А у меня, к счастью, вот такой прототип оказался. Астрид Линдгрен одобрила мою Пеппи и даже поместила её в своё большое юбилейное издание мировых иллюстраций. С Астрид Линдгрен я встречался, когда она приезжала в Москву, получала медаль имени Льва Толстого… И у Джельсомино, героя сказки «Джельсомино в стране лжецов» Джанни Родари тоже был прототип.

Соус для истории, или Потешные прогулки по Москве


История этих рисунков такая: из почты «Пионерской правды», с которой я сотрудничаю, выискивались вопросы, дурацкие, наивные, милые, невежественные, например: «Вот говорят, что в Москве есть Нескучный сад. Наверное, в нём очень весело, мне хотелось бы там погулять». Дальше пишется научный ответ, что такое Нескучный сад, делается графическая иллюстрация. Или вот такой вопрос: «Мы с сестрой подумали, что на Зубовской площади могли жить когда-то   зубные врачи и, возможно, москвичи приезжали сюда выдирать зубы? Может, это и не так, но зубное что-то   есть?» А вот о Мытной улице: «Быть может, здесь мылись люди, когда ещё не было бань?» Или об Охотном ряде. «Что в Охотном ряду охотники торговали, давно известно. Но я не знаю, каких зверей они продавали? Только медведей и лисиц? А может, только зайцев?» Медведей, лисиц и зайцев в Охотном ряду не продавали. Он получил свое название потому, что там продавали дикую птицу, ещё обыкновенных домашних кур. Кстати, на одном из московских нынешних базаров я видел «роскошное» название «Карп усопший», а нужно — «снулый». А ещё были вопросы про петушиные бои, про «линейку», «тещин язык». И вот в иллюстрациях к этим вопросам я начинаю дурачиться.
Все рисунки я делаю по заказу редакции «Пионерской правды». Это тот случай, когда редакция — друзья. Понимающие. Они встречают художника у порога и спрашивают: «Что принес?» Сейчас это такая редкость. Чаще видишь надутые физиономии, всё это через губу, всё не нравится.

О Джанни Родари


Мы с Родари только один раз гуляли по Москве. Он приезжал на какой-то из московских кинофестивалей, был членом детского жюри. Из гостиницы «Москва» мы пошли в сторону Лубянки. Потом оказались на Неглинке. Там было кафе «Дружба», мы зашли туда, а оно уже закрывалось. И я с трудом, с трудом уговорил официанта обслужить нас. Не знал никто из персонала, кто такой Родари? А Родари был тогда в расцвете своей славы. Но все-таки достался нам какой-то обшарпанный стол. Лежали там остатки воблы, а этот сказочник воскликнул: «Фиш! Голден фиш!»
Потом мы дальше идём по улицам, я ему говорю: «Помнишь короля Джакомоно в „Джельсомино в стране лжецов“? Так ведь я его рисовал с нашего Хрущева». На что мне этот гениальный писатель говорит: «А я всю страну лжецов с вас рисовал». В те времена боялся ведь тоже, а сказал. Но это были сумерки московские, время волшебное. В темноте у меня сверкнули глаза. И он испугался. Он пошел на попятный и стал говорить, мол, я люблю эту страну, это моя вторая родина, но слово было выпущено. Я его одобрил, и мы еще крепче подружились.
А последний раз я его видел в Риме, куда мы приехали по приглашению общества «Италия-СCСР». Родари был уже больной-пребольной. В Риме в то время было холодно, даже промельки снежинок. Он посмотрел за окно, где шёл мокрый снег, и с грустной улыбкой сказал: «Прима вере!»

усыВы, что, мышей никогда не видали?», или «О времена! О нравы!»


В давние годы мой редактор издательства «Детская литература» Петр Иванович Суворов говорил, показывая на птиц за окном: «Вот он, воробей-то, какой! А вы каких птиц мне нарисовали?». Тогда была борьба за условность изображения. Но редактор хотел, чтобы мы рисовали настоящих птиц. Сейчас приходит к одному директору издательства Сергей Коваленков. Он художник маститый. Приходит с папочкой рисунков. В издательстве намерены выпустить книжку одного французского автора, а Коваленков готовил к нему иллюстрации, уже, как говорится, разогрет. Директор никакого Коваленкова не знает, вообще никого из художников не знает и знать не хочет. Смотрит, ну пришёл человек с улицы, показывает картинки. Перебирает издатель иллюстрации и вдруг спрашивает художника: «А это у вас что?» — «Как что? Мышь!» — «Вы что! Мышей никогда не видали? Я вам сейчас покажу». Уходит в другую комнату. Ну, художник и гадает: «Мышеловку принесет? Или справочник с энциклопедией?». И он приносит — никогда не догадаетесь! — Микки Мауса. Вот наши проблемы сегодня. Мы, как зайцы деда Мазая: почва из-под ног уходит. Сброшены с «корабля современности», как Пушкина «сбрасывали» в двадцатые годы. Но «подберут» когда-нибудь   , вода спадёт, так нельзя.

А напоследок зашел разговор о детских рисунках на страницах ''Живой шляпы». По мнению художника, детские рисунки вместе с фотографией создают ощущение подлинности. Это как пушкинские «почеркушки» на полях его произведений. Элемент истинности. Любая иллюстрация уже опосредствована, а детская — это сама природа. Говорят, что художники пытаются подражать детям, но это лишь ''приникновение'' к детскому творчеству.

Подготовила Татьяна РОМАНОВА
«Живая шляпа», N4 (20), 1998 г.

шляпа, живая шляпа, редакция, снег15.04.2015, 2724 просмотра.

© 1994-2015 Татьяна Романова

Система управления сайтом HostCMS v.6

© АНО "Творческое объединение "Живая шляпа". Все права защищены.

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт livehat.ru обязательна.