«Живая Шляпа» > Снимите шляпу > Виктор ЧИЖИКОВ, художник Газета выходит с 16 декабря 1994 года

Снимаю шляпу перед юными читателями

chitately

Виктор Александрович Чижиков – художник детской книги.
Виктор Александрович Чижиков — автор эмблемы Московской олимпиады 1980 года — «олимпийского мишки». Художник иллюстрировал сказки Э.Успенского, «Волшебник Изумрудного города» А.Волкова и многие другие книги. Работал в журналах «Крокодил», «Мурзилка», «Весёлые картинки».
Художник не раз бывал в Дубне. Несколько лет назад в Доме учёных была показана выставка его произведений. Сейчас художник работает над книгой для детей 7-10 лет «Наше вам с кисточкой». Книга будет состоять из нескольких разделов, куда войдут его рисунки и рассказы разных лет.

Мне жутко нравилось слово «полиграфический»


То, что я буду художником, мне было ясно класса с седьмого. Я шесть раз ходил на «День открытых дверей», как какой-то маньяк. Мне жутко нравилось даже словосочетание «полиграфический институт». Стоя на станции метро, я даже задумывал: вот, если дверь остановится напротив меня, значит, я буду в полиграфическом. Если дверь проезжала мимо, я весь день ходил в полной панике: дверь-то проехала. Ну, в общем, всё закончилось благополучно. Хотя я поступил не сразу: меня сначала взяли вольнослушателем: если я сдам первую сессию, то зачислят.
А был такой предмет начертательная геометрия, и там надо было здорово соображать в математике. А это было у меня всегда больным местом. Но у нас учился один башкир по фамилии Ильин. И он мне объяснил перед экзаменом одну задачу. Попалась именно эта задача. Я срисовал с того листочка, и мне поставили «4». И я просто на крыльях вылетел из кабинета. И еще долго летал на крыльях по коридору.

 

Как делается карикатура?

kot_1 Учась в институте, я уже начал рисовать в журнале. Это был 1955 год — мне 20 лет не исполнилось — я напечатался в «Крокодиле». А в то время это было сложнейшее дело. Там сидели люди и смотрели, верно ли построена перспектива. Сейчас можно нарисовать нос, приделать ножки, и всё будет в порядке. Да и сейчас карикатура как делается? Вот художник нашел свой типаж, который ему нравится, и он его не меняет. Из номера в номер ходят его персонажи, и поэтому проблемы узнаваемости художника нет. А раньше требовалось, чтобы у каждого была своя портретная характеристика. Не каждый художник выдерживал такую пытку и избирал другую область деятельности. А мне было интересно: вот как кроссворд решают, бьются, так и бился над «мордой» каждого из персонажей. Хотя на тему это не работало. Темы были убогие: протекающие крыши, нехватка запчастей, взяточники, браконьеры.

Жизнь сводила меня с художниками Кукрыниксами

Это были люди добрейшие, особенно Михаил Васильевич Куприянов. Они совсем не похожи на своих персонажей, которых рисовали. Добрейшие люди, они сделали мне, и не только мне, очень много хорошего. Куприянову я показывал свои работы, и он давал верные советы, в основном. Он давал, конечно, разные советы. Но это уже твоё дело, что отбирать: что тебе по душе, а что — нет. Я у них появился в девятом классе. Пришел с чемоданом карикатур политических, просто был набит этот чемодан. А я в то время подражал Ефимову, мне нравился его упругий штрих, линия упругая, его ботинки, загнутые кверху.
Я вывалил всё это перед Кукрыниксами. Они пришли в ужас и сказали: «Ну зачем тебе рисовать эти ужасные руки, эти ужасные ботинки?» Стали уже помогать мне собирать рисунки обратно в чемодан, и я стоял как в воду опущенный, как вдруг на дне чемодана они увидели папочку тaкyю, развернули. Это были шаржи на моих одноклассников. «Вот так и рисуй, будь самим собой». Это был очень хороший совет, очень вовремя поданный, потому что из молодого человека ещё можно что-то   лепить. И самому мне стало интереснее жить, когда я понял: оказывается, я личность! Вот как я нарисовал! Кукрыниксам понравилось! И мне впервые сказали, что я — «личность». Вот это меня потрясло больше всего, чем я и поделился, в первую очередь, с мамой: «Знаешь, оказывается, я личность».

«Весёлые кapтинки» — это был клуб молодых

kot_2 Там не было редколлегий пугающих, там собрались единомышленники, там играли в пинг-понг. «Мурзилка'» и журнал «Весёлые картинки», который появился в 1956 году, — они в то время вместе были. Там как раз познакомились художники Евгений Монин, Вениамин Ло син, Николай Устинов и я. И вот с тех пор мы такой группой несёмся по жизни. И главный художник «Веселых картинок» Виталий Стацинский него было такое негнущееся кожаное пальто до пят с поднятым воротником, какой-то кожаный картуз, темные очки, причём синие; у него ещё был огромный мотоцикл иностранного происхождения) — вот он в этом негнущемся пальто, на огромном мотоцикле без глушителя, носился по всей Москве, с выставки на выставку, от художника к художнику, и вообще развил такую бурную деятельность! Казалось бы, маленький журнал, для самых маленьких, но тарахтенье этого мотоцикла слышалось по всей Москве.

Виктор Драгунский славился своими замечательными шутками…

kot_3 Не всегда тот человек, с которым тебе легко общаться, бывает твоим любимым автором. Вот, например, Виктор Драгунский, он жутко смешной человек, остроумный, с ним легко и весело. Литература Драгунского строится обычно на смешном диалоге. И ты можешь умирать со смеху, а рисовать нечего. Один персонаж как сидел на стуле, так и сидит, другой как лежал на диване, так и лежит. Мне хотелось бы порисовать Драгунского. Так получилось, что первая книжка Виктора Драгунского стала моей первой книжкой.
Вспоминаю такой случай: было жаркое лето, сыну моему исполнилось тогда месяца четыре или пять, и жена приказала мне купить сыну валенки. Ну, мы с Вениамином Лосиным зашли в магазин на Новослободской и купили такие маленькие-маленькие, очень смешные валенки, а чёрный цвет придавал им необыкновенную серьёзность и смехотворность одновременно. Я повесил валенки на палец — а они были скреплены ниткой — и мы уже выходили из магазина. И вдруг — Драгунский. «Витя, ты что?» — «Валенки сыну…» — «Первые валенки надо обязательно обмыть. Надо только подумать, где это лучше сделать? О! Слушай, есть для детских валенок ресторан потрясающий — «Фиалка»! Но это в Сокольниках. Сейчас берём машину и едем». Мы сели, Драгунский рядом с шофёром.
И Драгунский начал рассказывать случай из своей жизни. Рассказ был необыкновенно смешным. Шофёр, который нас вёз, просто выл от бессилия. Наконец, он подрулил к тротуару возле кинотеатра «Форум». «Всё, выходите, дальше вас не повезу». Драгунский говорит: «Я не буду больше рассказывать, я буду молчать». Но он так молчал, что шофер опять в изнеможении подрулил к тротуару, но уже поближе к Сокольникам. Драгунский говорит: «Но я же догoваривался с тобой, что буду молчать, вот я и молчу. Ну, давай еще немножко провези». Но он опять так молчал, что мы с Лосиным съехали с заднего сидения от смеха на пол. Когда мы расплатились и вышли, то эта машина ещё долго стояла. Просто замерла и стояла. Мы шли довольно долго, я оглядывался, но фигура шофёра так и не возникла в проёме окна. Он лежал там. Он отдыхал от Драгунского.
Мы подарили как-то   Драгунскому его голову, сделанную из пластилина. Хохочущая голова. Каркасом служили какие-то вилки, консервные банки, папье-маше, пластилин. И покрасили. Получилось довольно натуралистично. Драгунский полюбил её и говорил: «Одна голова хорошо, а две лучше». Но домашние терпеть не могли эту голову. Жена всегда убирала её в шкаф в коридоре, а Драгунский снова ставил на стол. Перетягивание головы стало какой-то игрой. Однажды пришла новая домработница, а Драгунские уехали на дачу. Она открыла шкаф, голова выпала оттуда, домработница с воплем: «Витю убили!»- выскочила на лестницу. Пришли соседи, успокоили, сказали, что это скульптура.

С Эдуардом Успенским легко работать

Он никогда не придирается к изображению. Ему всегда всё нравится, по крайней мере, в моем рисовании. Мне надо только нарисовать, а он и обрадуется, и похлопает по плечу: давай, мол, давай. Сейчас у меня идёт серия книг, где я пишу небольшие предисловия.

 

kot_4О выставке в Дубне

Дело было так. Приехала из Польши журналистка (брала у меня интервью). Встретилась со мной в «Крокодиле». Это была Кристина Кнапик, ответственный секретарь журнала «Шпильки». А муж её, Ежи Кнапик, работал физиком в Объединённом институте ядерных исследований. Подружились. Кристина предложила мне сделать выставку в Дубне. А так как вся община поляков меня попросила тоже убедительно, то я согласился. Из Дубны прислали машину. И было открытие выставки, и банкет в «Кошкином доме». Вот и директором был Дим Димыч — так его все звали. Это такой симпатичный, высоченный ласковый человек. В общем, нормально прошла выставка. Была довольно пухлая книга с отзывами. К сожалению, она у меня не сохранилась. Но помню, что дубненцы меня хвалили.
Дубна вообще приятный город. Он напоминает южный городок, но по какой-то случайности расположенный на севере. А вообще полное ощущение юга, какой-то Ривьеры. И потом я всё время сталкивался: то модели судов запускают юные техники, то кордовые модели самолётов летают. И моторы работают. Ничего ни у кого не ломается. Модели судов ездят — и долго ездят, самолёты долго летают. Во всём там какой-то порядок. Какие-то всадники на лошадях проскакивают мимо. В общем, полное ощущение какой-то нереальной жизни там всегда было. А потом физики – народ приятный очень. Лучше художников зачастую разбираются в изобразительном искусстве. Но вот там у меня висел шарж на Роберта Рождественского, и кто-то   написал: «Вы его, очевидно, плохо знаете. Он хороший человек. Не надо на него таких шаржей рисовать». Да я больше и не рисовал. Да, я почувствовал, что, может быть, переборщил. А на шарже сверху были положены незабудки. И такая просьба. Между прочим, и поляки с нежностью вспоминают Дубну. Впрочем, как все вспоминают свою молодость.

 

И в заключение – одна драматическая история

Мы сделали книжку «Веселые картинки для взрослых» в «Библиотечке „Крокодила“. И прошло уже лет десять, как вдруг дома, в пять утра, раздаётся телефонный звонок нок, и мужской, густой голос просит меня. Жена отвечает, что он ещё спит. «А почему он спит, когда весь трудовой народ уже идет на заводы, на фабрики?» Жена говорит, что работал в ночную смену, поэтому спит. А что интересует? «Меня интересует книжка „Весёлые картинки для взрослых“. Там над ухом нарисована точка. Что она обозначает? Я хочу с Чижиковым встретиться». — «Хорошо, в 12 часов он будет в «Весёлых картинках».
И вот в 12 часов моя помощница Мила ушла, а через некоторое время появляется огромный мужчина во всем кожаном, с барашковым воротником, в шапке, глубоко сидящей, но с трудом натянутой, тоже каракулевой и тоже кожаной. Первое, что он сделал, войдя в комнату, спустил «собачку» у замка и захлопнул дверь. С мрачным видом, скрипя половицами, он подошёл, сел напротив меня, облокотился и, молча, долгое время меня рассматривал. А я искал взглядом какое-нибудь пресс-папье. И нашёл. Это было такое здоровое мраморное пресс-папье. Я думал, если что, буду этим отбиваться.
Я говорю: «Я принес вам книжку». Но дома я подчистил это пятнышко, которое было над ухом. Кстати, оно было во всем тираже. Он внимательно посмотрел на тот рисунок, который я ему дал, и сказал: «Но вы счистили. Почему вы счистили?» — «Мне жена сказала, что оно вас очень волнует. Чтобы оно вас не волновало, я счистил. А что, собственно, в этом пятнышке?» Он говорит: «Знаете что, я возвращаюсь из сталинских лагерей, с Колымы. Вы по молодости лет там просто не могли быть. А в лагере был охранник Чижиков и, издеваясь над нами, заключенными, стрелял из пистолета как раз возле левого уха, и я подумал, что это именно тот Чижиков. Хотел его найти и, между нами говоря, хотел его убить. Но теперь вижу, что это не вы. Извините, спасибо за книгу. Я пойду». В это время стук, входит Мила с туфлями: «Что ты, Витя, закрылся? „А этот гость говорит: «Это не Витя закрылся, это я Витю закрыл. Ну, до свидания“. Больше я его не встречал. Но вот до чего может довести полиграфическая марашка.

Подготовила Ольга МОНИНА,
«Живая шляпа» №  3, 1995 г.

шляпа, живая шляпа, лето15.04.2015, 2093 просмотра.

© 1994-2015 Татьяна Романова

Система управления сайтом HostCMS v.6

© АНО "Творческое объединение "Живая шляпа". Все права защищены.

При полном или частичном использовании материалов ссылка на сайт livehat.ru обязательна.